Праздник мальчиков в Японии

праздник мальчикв в Японии

Японское общество является социумом, строящимся на патриархальных основах. Патриархальность в Японии имеет глубокие исторические корни и соответствующие проявления в укладе жизни населения, быту и праздниках. Разумеется, в биполярной культуре такого типа, не могло не возникнуть памятных дат и обрядностей, посвященных как взрослым мужчине и женщине, так и детям – мальчикам и девочкам.

Происхождение праздника

Истоки праздника «Танго-но сэкку», что в дословном переводе означает «Праздник первого дня лошади» берут своё начало в первом веке нашей эры. Тогда японский народ представлял собой конгломерат родственных племён, а жизнь на замкнутом островном пространстве, проходящая в непрерывной борьбе с силами стихии, поставила во главу мировоззрения мужчину как защитника жизни и основного добытчика.

Таким образом, помимо дат, посвященных исключительно мужчинам, возник праздник мальчиков в Японии. Центральный персонаж Танго-но сэкку – лошадь – символизирует все качества, присущие настоящим мужчинам. Это качества, которыми обладает отличный воин – смелость, скорость, храбрость и мужество.

Вначале Танго-но сэкку отмечался на пятый день пятой луны китайского календаря. Сейчас у него существуют фиксированная дата — 5 мая – и он входит в состав так называемой праздничной Золотой Недели

коинобори на улицах

Во время периода Нара празднику было дано второе название «Сёбу-но сэкку», означающий дословно «Праздник ириса». Второе название отображает качества, которые народная вера приписывала цветущему в это время года ирису – здоровье и успех. До 1940 года праздник так и назывался днём мальчиков. После Второй Мировой Войны он сменил название на «День детей».

Основные традиции праздника мальчиков

В Сёбу-но сэкку принимают участие мальчики в возрасте до 15 лет. Изначально праздник представлял собой обрядовые действия, направленные на полноценное раскрытие сил весенней земли, способствующие получению богатого урожая не только для семьи в отдельности, но для общины и народа в целом. Духи растений, деревьев и трав, которые мыслились хранителями мужской силы и энергии, задабривались участниками церемонии, им же возносили хвалы и молитвы. Сам император со своей свитой в этот день принимал участие в сборе лекарственных растений.  Но есть ли в Японии праздник мальчиков, посвящённый именно юношам и детям, и каким образом праздник воинов перешёл в качественно иной возрастной уровень?

Во время проведения Танго-но сэкку крестьянскими семьями в полях выставлялись яркие пёстрые пугала и флаги для защиты урожая от птиц и насекомых. По поверью, чем ярче будет выглядеть пугало в этот день, тем меньше птицы будут портить посевы в течение года, и тем богаче будет конечный урожай.

Спустя какое-то время под словами «плодородие» и «урожай» стало пониматься не только благополучие земледельческой направленности, но и здоровье потомства, детей. Со временем изготовление таких пугал начало возвышаться в ранг искусства. Их перестали ставить в полях, стали хранить дома и украшать ими фасады и крыши домов в этот день.

Ритуал с коинобори

В современной Японии в этот день изготавливают и вывешивают перед домом ритуальные флаги коинобори, имеющих форму карпов. Карп является символом духовной и физической стойкости, а по количеству самих коинобори можно определить количество в семье детей мужского пола.

коинобори
Коинобори — основной атрибут праздника

Внутри дома существует специальная полочка, застеленная зелёным сукном. Она заставляется ритуальными куклами в самурайских одеяниях и с доспехами самураев — гогацу-нингё . Праздник является исключительно семейным. На нём исполняются специальные ритуальные тексты и песни

Празднование в различные исторические периоды

Традиционно Япония, День мальчиков в которой отмечается с начала нашего тысячелетия, каждую эпоху привносила в его празднования определённые изменения. В эпоху Хэйан это был спортивный праздник, на котором демонстрировались физические достижения мальчиков и мужчин в различных видах военных искусств.

В период Эдо праздник Танго-но сэкку приобрёл карнавальную пышность и повсеместность выполнения. Он с этого времени праздновался во всех слоях общества.

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *